Она ждет ответа, но Элиас не знает, что сказать. Ни один ответ ее не устроит. Вместо ответа он внимательно рассматривает свои руки, такие бледные, что в резком свете ламп сквозь кожу просвечивает каждая вена.
– Элиас!
Как она может работать в этом забитом папками безликом кабинете с чахлыми цветами в горшках и видом на школьную парковку? Неужели ее устраивает собственная жизнь?
– Ты можешь объяснить, что происходит? – спрашивает она.
Элиас поднимает глаза на директора. Впрочем, ничего удивительного. Такие, как она, прекрасно чувствуют себя в любой обстановке. Они все делают как надо, как положено, и никогда в себе не сомневаются. Правило номер один: подстраивайся и следуй инструкциям. Директор гимназии Адриана Лопес живет в мире, построенном на этой философии.
– Меня очень тревожит сложившаяся ситуация, – говорит директор, но Элиас видит, что на самом деле она злится, злится оттого, что он никак не может взять себя в руки. – Прошло всего три недели с начала семестра, а ты уже пропустил пятьдесят процентов занятий. Я говорю об этом сейчас, пока ситуация еще не стала безнадежной.
Элиас думает о Линнее. Обычно это помогает, но сейчас на ум приходит только то, как они кричали друг на друга прошлой ночью. Линнея плакала. Вспоминать об этом больно. И утешить ее он не мог, поскольку сам был причиной ее слез. Наверняка она его сейчас ненавидит.
Только рядом с Линнеей он способен противостоять мраку. Тому мраку, который заставляет его то хвататься за бритву, в тщетной надежде убежать от бессилия и страха, то затягиваться «травкой», чтобы забыться. Но вчера он поддался слабости, и Линнея, конечно, заметила это. И теперь наверняка ненавидит его.
– В гимназии[1] все по-другому, – продолжает королевским тоном директриса. – Да, у вас больше свободы, но эта свобода предполагает ответственность. Никто с вами нянчиться не будет. Ты и только ты решаешь, как будет выглядеть твоя дальнейшая жизнь. Здесь ты закладываешь ее фундамент. Обеспечиваешь себе будущее. Неужели ты хочешь поставить свое будущее под угрозу?
Элиас чуть не прыснул. Неужели она верит во всю эту фигню? Она не воспринимает его как личность, он для нее «ученик, который оступился». Но причина всех его проблем – «переходный возраст» и «гормоны». Помочь тут могут исключительно «строгие правила» и «четко установленные границы дозволенного».
– В университет можно поступить по результатам вступительных экзаменов.
Зря он это сказал. Рот директрисы превращается в узкую полоску.
– Подготовка к вступительным экзаменам тоже требует учебной дисциплины.
Элиас вздыхает. Беседа чересчур затянулась.
– Я знаю, – говорит он, избегая взгляда директрисы. – Я вообще-то не хочу косячить. Я думал, начну новую жизнь… но учиться в гимназии трудно… Я сильно отстал от всех. Но я справлюсь.
В глазах директрисы удивление. Потом по ее лицу растекается улыбка, первая улыбка за все время их разговора. Элиас сказал именно то, что ей хотелось услышать.
– Хорошо, – говорит она. – Вот увидишь, как только ты возьмешься за ум, результат не заставит себя ждать.
Она наклоняется к Элиасу, снимает волосинку с его черного свитера, крутит ее между пальцев и смотрит, как она поблескивает в лучах солнца, льющегося в комнату через окно: у корня, там, где натуральный цвет отрос на сантиметр, волос немного светлее. Адриана Лопес восторженно пялится на него, и у Элиаса возникает странное чувство, что вот сейчас директриса положит волосинку в рот и начнет жевать.
Адриана Лопес замечает его взгляд и осторожно кладет волос в корзину для мусора.
– Извини, я немного педант по натуре, – говорит она.
Не найдя что сказать, Элиас улыбается неопределенной улыбкой.
– Ну, я думаю, на этом мы сегодня закончим, – говорит директор.
Элиас поднимается и выходит из комнаты. Дверь за ним закрывается неплотно. Обернувшись, чтобы закрыть ее, он видит в глубине комнаты силуэт директрисы. Она стоит, наклонившись над мусорной корзиной, и выуживает из нее что-то своими длинными тонкими пальцами. Это что-то она опускает в маленький конверт, который затем запечатывает.
Элиас застывает на месте, не зная что и думать. После всего случившегося с ним за последние дни он перестал доверять своим чувствам. Если бы все это не было так невероятно, он мог бы поклясться, что директриса спрятала в конверт волос, который только что сняла с его свитера.
Тут Адриана Лопес подняла глаза. Ее взгляд обжег Элиаса холодом, но губы раздвинулись в улыбке.
– Что-то еще? – спросила она.
– Нет, – промямлил Элиас и захлопнул дверь.
Услышав щелчок замка, он почувствовал неимоверное облегчение, как будто избежал смертельной опасности.
В школе тихо и непривычно безлюдно. Всего полчаса назад, когда он заходил в кабинет директора, в школьных коридорах кипела жизнь.
Грохоча ботинками по ступенькам спиральной лестницы, Элиас спускается вниз, одновременно набирая номер Линнеи. Он успевает добежать до первого этажа и распахнуть дверь в вестибюль, когда она наконец берет трубку.
– Алло, – говорит Линнея.
– Это я, – говорит он.
От волнения у него начинает щемить сердце.
– Да, это ты, – помедлив, отвечает Линнея. Она всегда так отвечает.
Элиасу становится немного легче.
– Прости, – говорит он. – Прости меня, пожалуйста, за вчерашнее.
Вообще-то он хотел извиниться еще утром, как только увидел Линнею, но не нашел подходящего случая. Линнея сторонилась его целый день, а перед последним уроком исчезла.
– Вот как, – только и ответила она.
В ее голосе не слышно злости или огорчения, он звучит бесцветно и безнадежно – как будто она сдалась, опустила руки, и это пугает Элиаса, как ничто другое.
– Это, в общем… Я не начинал опять. И не собираюсь начинать. Так… Всего один раз затянулся…
– Ты уже говорил это вчера.
– Мне показалось, ты не поверила.
Элиас уже прошел мимо школьных шкафов, мимо вкрученного в пол деревянного стола со скамейками, мимо доски объявлений, а Линнея все молчала. Вдруг Элиасу показалось, будто он слышит какой-то посторонний звук. Шаги, но не его собственные.
Он обернулся – никого.
– Ты обещал, что завяжешь, – опять заговорила Линнея.
– Я знаю. Прости. Я знаю, что предал тебя…
– Нет, – перебила его Линнея. – Ты себя, дурак, предал! Ты должен сделать это не для меня, а для себя. Иначе ты никогда…
– Знаю, знаю, – говорит он. – Знаю я все это.
Элиас подходит к своему шкафчику, отпирает его, кладет несколько книг в черную холщовую сумку, захлопывает железную дверцу. До него опять доносится – и тут же смолкает – эхо чужих шагов. Элиас оборачивается. Никого. Совсем никого. И все равно ему кажется, что за ним следят.
– Почему ты это сделал?
Она и вчера задавала этот вопрос, несколько раз подряд. Но он не сказал ей правды. Правда слишком ужасна. Слишком похожа на бред. Это чересчур даже для такого психа, как он.
– Я же сказал, мне было страшно, – говорит он, стараясь не раздражаться – ни к чему снова затевать ссору.
– Нет, дело не только в этом.
Элиас колеблется.
– О'кей, – говорит он тихо. – Я расскажу. Встретимся вечером?
– Ладно.
– Я смоюсь из дома, как только родители заснут. Линнея…
– Да?
– Ты меня ненавидишь?
– Я ненавижу, когда ты задаешь идиотские вопросы, – фыркает Линнея в ответ.
Вот теперь она опять стала прежней Линнеей.
Разговор окончен, Элиас стоит посреди коридора и улыбается. Все хорошо. В сердце Линнеи нет ненависти к нему, значит, все хорошо. Она его сестра, только что не кровная. Она будет рядом с ним.
Вдруг лампы гаснут, и становится темно. Элиас замирает. В конце коридора брезжит слабый свет. Где-то рядом хлопает дверь. И наступает тишина.
Не бойся, уговаривает себя Элиас.
Он начинает двигаться к выходу, стараясь шагать спокойно и не поддаваться панике. Сворачивает за угол очередного ряда шкафов.
Там кто-то есть.
Вахтер. Элиас встречался с ним всего пару раз, но не перепутал бы ни с кем. Холодные голубые глаза этого мужчины, кажется, видели Элиаса насквозь.
Низко опустив голову, Элиас проскользнул мимо, чувствуя, как взгляд вахтера жжет ему затылок. Сердце выскакивало из груди, дыхание перехватывало, Элиас боялся, что его вот-вот вырвет. Он ускорил шаг.
В последние полгода жизнь Элиаса начала меняться к лучшему. В молодежную консультацию взяли нового психолога – в отличие от старого, этот Элиасу понравился, и они вроде нашли общий язык. Но главное, у него была Линнея. Она поддерживала в нем жизнь и стремление освободиться от удушающего и в то же время привычного ему мрака.
Почему же именно теперь, когда он наконец стал более или менее хорошо спать по ночам и даже научился чувствовать радость, с ним произошло это?
Три дня назад его отражение в зеркале вдруг вытянулось, исказилось до неузнаваемости. И он понял, что сходит с ума. Начинает слышать голоса и страдать галлюцинациями. Он чуть не обделался от страха.
Три дня он запрещал себе думать про наркоту и бритву. Не смотрелся в зеркало. А потом случайно увидел свое отражение в витрине, и оно опять поплыло, будто было сделано из воды. Тогда он позвонил Юнте.
Ты сходишь сума.
Чужой шепот в его голове. Элиас оглядывается по сторонам и понимает, что поднялся наверх по винтовой лестнице к кабинету директрисы. Зачем он здесь?
Лампы вспыхивают и гаснут. Дверь, ведущая на лестницу, медленно захлопывается. Но он успевает услышать шарканье ног, поднимающихся вверх по ступеням.
Прячься.
Элиас бежит вдоль гулкого коридора. За каждым рядом шкафов ему мерещится опасность. Он заворачивает за угол и слышит сзади звук открывающейся двери. Шаги приближаются медленно, но неумолимо.
Вот большая каменная лестница, главная лестница школы.
Беги туда!
Ноги Элиаса подчиняются приказу, перескакивают через две ступеньки. Добежав до самого верха, он мчится дальше – через маленький коридор, туда, где запертая дверь ведет на школьный чердак. Это тупик, где почти никто никогда не бывает. Здесь расположены туалеты, которыми никто не пользуется. Они с Линнеей обычно встречаются здесь.
Шаги приближаются.
Прячься.
Элиас быстро заскакивает в туалет. Осторожно притворяет за собой дверь и, стараясь дышать как можно тише, прислушивается. Ни звука, только где-то вдалеке, взревев, умчался прочь мотоцикл.
Элиас прижимается ухом к двери.
Он ничего не слышит, но знает: там кто-то стоит. По другую сторону двери.
Элиас.
Шепот стал громче, но Элиас не сомневается: это галлюцинация.
Вот я и сошел с ума, думает он, и тотчас слышит голос:
«Да. Ты сошел сума».
Он смотрит в окно, на блекло-голубое небо. Потом переводит взгляд на стены, покрытые белым блестящим кафелем. Холодно. Одиночество переполняет его.
Обернись.
Против своей воли Элиас медленно оборачивается, как будто собственное тело уже не принадлежит ему. Чужой голос управляет им, как марионеткой из плоти и крови.
Он стоит напротив ряда раковин, над которыми висит зеркало. Видит в зеркале свое бледное лицо, хочет зажмуриться, но у него не получается.
Разбей зеркало.
Тело Элиаса подчиняется. Рука судорожно вцепляется в ручки холщовой сумки и делает широкий замах.
Звук разбитого зеркала эхом отдается от кафельных стен. Большие куски, откалываясь, падают в раковину и со звоном разбиваются на мелкие.
«Кто-то должен был это услышать, – думает Элиас. – Пожалуйста, пусть кто-нибудь меня услышит».
Но никто не приходит. Элиас остается один на один с чужим голосом.
Тело Элиаса подходит к раковине, поднимает самый большой осколок. Элиас знает, что сейчас случится. Ему страшно, кружится голова.
Ты потерял себя. Исправить это уже невозможно.
Он медленно отступает назад, в одну из открытых туалетных кабинок.
Скоро все закончится. Скоро ты перестанешь бояться.
Голос звучит сейчас почти дружески.
Элиас запирается изнутри и садится на унитаз. Он открывает рот, старается закричать. Рука все сильнее сжимает осколок, острые края режут ладонь.
Боли нет.
Он не чувствует боли. Он видит, как из ладони стекает кровь, капая на кафельный пол, но ничего не чувствует. Тело одеревенело. Остались только мысли. И голос.
Твоя жизнь трудна и легче не станет. Закончи ее сейчас, Элиас. И избежишь страданий. Предательства. Лучше не будет. Жизнь – это всего лишь унизительная борьба. Только мертвые счастливы.
Элиас не пытается сопротивляться, когда осколок разрезает рукав длинной футболки, обнажая покрытую шрамами кожу.
«Мама. Папа, – думает он. – Ничего, они переживут. У них есть их вера. Они думают, что мы встретимся опять – там, на небесах».
«Я люблю вас», – думает он, пока острый осколок делает на коже первый надрез.
Он надеется, что Линнея поймет: это был не его выбор. Все остальные скажут, что он покончил жизнь самоубийством, ну и пусть говорят. Лишь бы она ему верила.
Он режет глубоко и решительно. Не так, как раньше.
Скоро все закончится, Элиас. Еще чуть-чуть – и все. Так будет лучше. Ты достаточно настрадался.
Кровь толчками льется из его руки. Он видит это, но не чувствует ничего, только перед глазами танцуют черные точки. Они танцуют, расплываются, сливаются друг с другом, и скоро весь мир станет черным. Последний звук, который он слышит, это шаги в коридоре. Тот, что там, снаружи, теперь не крадется и не прячется. В этом уже нет необходимости.
Элиас пытается думать о Линнее. Когда он был маленький, он надеялся, что кошмар не приснится, если ему, засыпая, удастся думать о хорошем.
Прости меня.
Он не знает, кто произнес эти слова – голос или он сам.
И тут пришла боль.