1
Анисса | Дата: Пт, 24.05.2013, 12:50 | Сообщение # 1 |
I
Группа: Актив сайта
Сообщений: 16
Награды: 2
Репутация: 6
Замечания: 0%
Статус: Оффлайн
| Геката в Древней Греции была особенной богиней, ее считали покровительницей мрака, ночных кошмаров и чародейства. Она была «хтонической» богиней, доставшейся в наследство от «войны богов» - «доолимпийского» периода в культуре греков (до победы и вознесения Зевса на гору Олимп). Но власть ее была настолько подавляющей, что она вошла в новый пантеон, и греки знали, что она «вечная как ночь». По мифам Геката дочь титана Перса (что наряду с другими деталями выдает ее восточное происхождение), а в ее имени есть древний женский корень «Ге» (Гея, Гера и Геката). Зевс дал ей в удел власть над судьбой земли, а Посейдон – великую силу. Геката была трехликой, то есть имела три ипостаси (как Морена у славян).
Дневной лик Гекаты: покровительница охоты, пастушества, юношества, общественных занятий, таких как собрания, состязания, судебные прения и военные достижения. Борьба ради борьбы. Геката представала как женщина среднего возраста, опытная и мудрая советчица людей (Морена, «Марья искусстница»).
Ночной лик Гекаты: покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и колдовства. Прекрасен и устрашающ облик, змеи в волосах. Она охотница (как и дева Артемида – сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная, и свора ее гончих псов бежит среди могил и призраков. Именно в этой своей ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды («Марья развратница»)
Третий лик Гекаты: небесная, «Урания Геката» - неодолимая духовная любовь. Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а только преклонение и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым, «выводит души» людей из Царства мертвых к свету и любви («Марья аскетка»).
Считалась, что Геката покровительница всех гетер, специально обучаемых в греческой культуре женщин-подруг (чит. «Таис Афинская» И. Ефремов), в отличие от женщин-жен, которым покровительствовала Гера. В образе Гекаты чувствуется переплетение представлений протоарийских народов, связывающих два мира: живых и мертвых («явь» и «навь» славян). Она и мрак, и свет одновременно. Изображения ставились на перекрестке трех дорог. В Римский период Гекату называли Тривией («трехликой»). Бывали храмы и в честь лишь одной из ипостасей Гекаты, поскольку трудно обычному человеку осознать триединство любого бога вообще (чит. «Мой Рагнарек» М.Фрая).
Сообщение отредактировал Анисса - Пт, 24.05.2013, 12:53 |
|
| |